Среди автоматических коробок передач гидравлическая АКПП является эталоном удобства и надежности. Вариаторные не любят резких нагрузок, у роботизированных коробок с одним и двумя сцеплениями (DSG) горят сцепления и в целом они более дерганные.
Зато у вариаторных и роботизированных коробок более низкий расход топлива, который бывает сравним с расходом на МКПП, а то и несколько ниже. Причина тому - отсутствие потерь в гидротрансформаторе, который является как бы дополнительной передачей, но при этом имеет низкий КПД. У вариаторных коробок гидротрансформатор может присутствовать, но он работает только при начале движения.
Для АКПП FN4A-EL в руководстве по эксплуатации приводятся следующие графики для моментов переключения передач:
ссылка
При равномерном ускорении переключения происходят в следующем порядке:
При газе 1/8: 1=>2=>3=>3Б=>4=>4Б, где буквой "Б" я обозначил блокированный гидротрансформатор.
При газе 2/8: 1=>2=>3=>4=>4Б
При газе 3/8: 1=>2=>3=>4Б
ссылка
Для экономии топлива очень желательно максимальное время движения находиться в заштрихованной серой зоне и на передачах с суффиксами "Б". Как показывает практика, при разблокировании гидротрансформатора обороты подскакивают на 25% (например, 2000 => 2500) при том, что тяга не увеличивается. У кого есть бортовой компьютер - подскажите, но логично предположить что при чуть возросшем моменте двигателя, но той же тяге, расход увеличится на 25-30%. Этот дополнительный расход будет тратиться на циркуляцию ATF в гидротрансформаторе и в конечном счете уйдет в тепло. Разница в расходе 25-30% - это разница между 7,5л/100км и 10л/100км или между 10л/100км и 12,5л/100км.
Как добиться того, чтобы гидротрансформатор (ГТ) чаще оказывался заблокированным? Об этом речь пойдет ниже, но и вы можете кидать свои мысли в обсуждении.
1. Прежде всего, для блокировки ГТ полезно нажимать на педаль газа не более 6/8. Если нажимать на уровне 1/8-3/8 то на скоростях от ~40 км/ч блокировка возможна, а чаще всего происходит около 70 км/ч. Кроме выгоды от блокировки в этом случае возникает экономия на режиме работы ДВС. На малых нагрузках смесь подается менее обогащенная, а на малых оборотах фазы VVT выставляются таким образом, чтобы снизить расход за счет снижения момента.
2. Педаль газа нужно нажимать плавно. При резких движениях педали АКПП готовится к переключениям и первым делом снимает блокировку ГТ. Даже если АКПП находится в зоне срабатывания блокировки ГТ, она не блокирует его еще некоторое время, которое зависит от недавней истории. Минимальное время 1-2 сек., а максимальное вообще определить трудно.
3. График включения передач и блокировки имеет гистерезис, а это значит, что для попадания в нужный режим нужно знать историю перемещения по графику. Играя педалью газа, можно принудительно ввести ГТ в режим блокировки. Например, слегка приотпустив педаль газа (как на рисунке ниже). Или разогнавшись до большей скорости и прекратив разгон.
ссылка
Позже напишу о своем опыте экономии и еще некоторых способах управления режимами АКПП.